Переключатель — это электрический коммутационный аппарат, служащий для замыкания и размыкания электрической цепи. На данный момент существует бесчисленное множество различных переключателей, различающихся по строению, принципу действия, используемым физическим эффектам, размерам и функциональности. Самые простые механические ключи появились еще на заре открытия электричества, как первейшие элементы, позволяющие управлять электрической цепью.
Необходимость использования
Впрочем, и в наши дни понятие переключателя ассоциируется у большинства людей именно с механическим ключом. Они активно применяются практически во всех сферах нашей жизни, где имеет место быть какая-либо электроника. Прочно прописались механические ключи также и в автомобилестроении, ведь практически любой автомобиль имеет бортовую электросеть. Любая поездка на авто начинается с работы переключателя – замка зажигания – без которого двигатель банально не сможет завестись.
Несмотря на тенденцию стремления к полной автоматизации, и в наши дни автомобиль требует задействования в своей конструкции ключей. Автомобильные переключатели отвечают за включение аварийной сигнализации, включение дальнего и ближнего света, противотуманных фар, поворотных сигналов. Без них нельзя управлять кондиционером, бортовым вентилятором, зеркалами бокового вида и многими другими функциями машины.
Особенности современных переключателей
Обычно в типичном современном автомобиле применяются лишь несколько типов переключателей. В основном это обычные кнопки, тумблеры, переключатели типа «качели» и рычажные ключи. Каждый отдельный переключатель может обладать двумя и более состояниями, в зависимости от количества подключённых к нему проводников.
Автомобильные переключатели довольно примитивны, они почти всегда замыкают цепь непосредственно, без участия каких-либо управляющих микросхем. При нажатии контакты замыкаются или размыкаются, весь процесс основан на прилагаемом физическом усилии. Следовательно, такой переключатель имеет определенное пороговое значение силы тока и напряжения, которое он может через себя пропустить без потери работоспособности.
Так как напряжение автомобильной электросети заранее известно (обычно оно составляет примерно 12В для легковых машин), то основной параметр, влияющий на надежность ключа – это максимальная сила тока. Подбирать конкретную модель переключателя следует исходя из мощности потребителя, который как раз и будет подключаться к ключу, так или иначе. Если проходящий ток будет слишком велик, то контакты просто расплавятся.
Автомобильные переключатели обычно крепятся на панель, зажимом служит гайка на самом переключателе. Таким образом, для переключателя указывается максимальная толщина панели, на которую возможно произвести монтаж, а также установочный диаметр отверстия. Другой технический момент – форма контактов. Выпускается два типа переключателей – с контактами под распайку, и с винтовыми контактами для быстрого монтажа. В целом распайка надежней, но винтовое крепление позволяет произвести быструю замену в случае необходимости. В качестве примера - схема установки переключателя модели PG-2
В основном ключи такого плана имеют фиксированные положения – при нажатии переключатель занимает положение, и при отпускании он его не меняется. Впрочем, существуют и неблокируемые варианты – например, для запуска двигателя, если не используется замок зажигания. При покупке следует также обратить внимание на световую индикацию той или иной модели. В ряде случаев без подсветки переключателя просто не обойтись, а конкретную модель можно выбрать по цвету, яркости и площади свечения.